«… что за страна Алтай! И сибирское раздолье, и мягкий климат. Пшеничные берега и медовые реки. Степь и горы. Ах, спрятаться бы в эту тишину! Услышать чистое звонкое пение петуха в незамутнённом воздухе! Погладить бы добрую серьёзную морду лошади! Там, на Алтае, кажется, жил бы в самой низкой и тёмной избушке на краю деревни, подле леса. Не за хворостом и не за грибами – так бы просто вот пошёл в лес, обнял бы два ствола: милые мои! Ничего мне не надо больше!»

Александр Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ»

 

 

Как интересно, начиная писать статью об Алтае и продолжая читать Гулаг, в книге дошла до этого момента…
В марте мы вернулись из 2-х недельной поездки по ОАЭ.
Как правило, в это время у меня уже лежат билеты на следующее путешествие или, как минимум, составлен план будущей поездки. Однако, в период пандемии рисковать не хотелось, и я начала думать:

Куда недорого можно поехать в сентябре в России?

И

Что подарить мужу на 45 лет?

 
Включила ютюб, где неожиданно выскочил ролик одного человека, живущего в Республике Алтай. Небольшая пауза. Давайте разберемся, что такое Алтай: Республика Алтай и Алтайский край.
Алтайский край — это Сибирский федеральный округ, а именно Западная Сибирь, столицей которой является Барнаул и граничит он с Республикой Алтай на востоке. Республика Алтай — тоже Западная Сибирь, однако столица ее — Горно-Алтайск, которую неофициально именуют Горным Алтаем, куда и прибывает до 1 миллиона туристов в год. Таким образом, если наберете в картах Алтайский край или Республика Алтай, заметите, что Алтайский край западнее, а Республика Алтай расположена на юго-восток от него.
Так вот, я, завидев красивые пейзажи его репортажей, с большой страстью начала просматривать все подряд и запоминать советы, которые он давал. Взрыв мозга не заставил себя долго ждать. Через полчаса были куплены авиабилеты Москва — Горно-Алтайск — Москва за 34 тысячи рублей авиакомпании Победа на двоих с багажом и ручной кладью. Если без них (что, в принципе, нелогично при поездке в этот край), получилось бы на 10.000 меньше.
И по датам самыми недорогими оказались со 2 по 12 сентября. Конечно, этого количества дней для этой республики ничтожно мало, но ввиду того, что на основной работе в период пандемии супруга отправили на удаленку в счет отпуска 👿  —  как можно предположить, и времени на доп. отпуск у него почти и не осталось. Так же можно было выбрать билеты на двоих за 45000 тысяч, тем самым избегая ночных мытарств, но я подумала, что мы не растаем, если один из перелетов проведем в самолете.
 
Просмотрев прогноз, по которому погода обещала быть хорошей в это время, я, немедля, начала заниматься изучением достопримечательностей, и в зависимости от их нахождения – бронировать жилье по 2-3 ночи в разных местах, а также искать контору по прокату автомобиля.
Что в итоге? Все получилось? О да! Эта планета поразила своей безлюдностью, во многом молчаливой красотой и звенящей тишиной средь гор, озер, рек и степей.
Наступило день рождения супруга. Я усадила его в любимое кресло, включила телевизор и попросила посмотреть мой ролик-загадку, где предлагала по картинкам угадать – куда он отправится в свой отпуск. Роман не угадал, но узнав, был чрезвычайно удивлен, спрашивая, не те ли это фото с Швейцарии и прочих стран, которые посещали совсем давно. Ролик находится здесь.

 

 
А сейчас подробно!
Содержание:
  1. Как подготовиться к поездке по Республике Алтай.
  2. Отчет по дням с фото.
  3. Итог поездки – стоимость в деталях.
 

 

Как подготовиться к поездке на автомобиле по Алтаю?
  1. Для начала выяснить – что за сезон, и какая погода царит в нужное время. А что касается времени посещения, то по рассказам в интернете и местных жителей – конечно июнь, июль и август – месяца самые комфортные и посещаемые, потому в этот период можно ожидать небольшое повышение цен и значительный наплыв туристов. Эти два фактора и стали решающими при поиске билетов на Алтай в сентябре.
  1. Как купить билеты на Алтай? Вначале глянуть здесь. А потом сравнить с ценами авиаперевозчика на сайте. Иногда дешевле приобрести по ссылке со Скайсканнера, а иногда уже на сайте авиакомпании. По опыту скажу – бывало по-разному. Если решено лететь на Победе – будьте внимательны, цена поднимется в разы при выборе места, багажа и прочих плюшек. Также при вылете из Горно-Алтайска не требовалась регистрация на рейс.
  2. Как и где арендовать автомобиль на Алтае. Я читала статьи других блогеров, либо в Яндексе пересматривала все предложения. Могу сказать следующее: если в планах перемещаться  только по Чуйскому тракту – берите любую машинюшку-финтифлюшку. Если хочется добраться до перевалов, пересечь реки, посмотреть неизведанные места – внедорожник. Но для меня всегда важен один момент – автоматическая коробка передач и тем более в горной местности. Не страшно трогаться с места вверх и двигаясь по бесконечным извилистым дорогам не нужно переключать ручку. Вы скажите, а как же перегрев? Не так уж много мест на Алтае, где потребуется останавливаться и охлаждать подвеску и двигатель. Большую часть нашей поездки мы перемещались по Чуйскому тракту – а это превосходный асфальт, по поселениям – с выбоинами и лужами, и гравийкам – с камнями и мелким щебнем.
Цена аренды автомобиля в сутки меня тогда удивила, я невольно стала сравнивать как в Ирландии мы потратили 10.000 рублей за 9 дней и чуть дороже заплатили в Англии и прочих странах. Здесь все просто: туристический сезон на Алтае короткий, и дороги оставляют желать лучшего, за исключением, конечно, Чуйского тракта, ввиду последнего, износ машин становится затратным для компаний. В итоге я пыталась забронировать машину за 4 месяца, на что получила ответ: «Напишите за месяц и будет вам машина.» Когда пришло время выбора, недолго раздумывая, из небольшого списка предлагаемых машин, я забронировала Ниссан Террано. Машина – не трамвай, на автомате, с хорошим клиренсом и самой «удобной» стоимостью, что я видела в нете – 4.000 рублей в сутки. Обычная же цена за подобный класс (не путаем с паркетниками) составляла от 4500, где за Патриот нужно было отдать и 5.500 рублей в сутки. Предлагалось внести залог 3.000 рублей и, по желанию, за 500 рублей встретить сразу в аэропорту.  На что с удовольствием мы и согласились.
  1. На что обратить внимание при выдаче автомобиля? Проверить все, от толщины колодок, состояния дисков и износа шин до осветительных приборов, жидкостей + указать сотруднику на все незначительные погрешности кузова, зафиксировать все это в протоколе. Проверить наличие запаски и ремкомплекта – это очень важно, с проколом случилось столкнуться и нам, а произошло это по дороге к перевалу Кату Ярык, где машины проезжают раз в полчаса и почти везде не ловит связь. И обязательно проверить лобовое стекло изнутри. Да-да, только так – внутри салона вы сможете заметить все сколы на стекле. Как определить с какой стороны находится лючок бензобака? В большинстве случаев на это указывает маленькая стрелка у значка уровня топлива приборной панели.
  2. Каким навигатором пользоваться на Алтае? Только не Гугл картами. По привычке, дома я выставила все маршруты в гугле, а на практике оказалось, что он не знает много дорог, либо прокладывает путь там, где его совсем нет. Об этом я еще расскажу позже. Потому Яндекс карты и Мапсми.
  3. Правила ПДД. Разницы нет. Закрепим лишь одно: поднимающийся в гору имеет преимущество перед тс, спускающимся с горы. И это важно в такой местности.
  4. Что взять с собой в сентябре на Алтай? Легкую одежду, но при этом, непромокаемые куртку и брюки, правильную обувь для ходьбы, теплые носки и варежки, вязаную шапку. Да-да. В Горно-Алтайске температура колебалась от +12 до +17 градусов, но в горах мы попадали в снег, где приходилось идти пешком и ехать, кстати, на лысой летней резине! Это было наше упущение при приеме авто, на которое указал мастер в шиномонтаже, удивляясь, как так можно ездить при -1 гр. по серпантину.
  5. Также не лишним будет термос и боксы для еды. Расстояния между населенными пунктами значительные, в дороге находишься почти весь день, а кафе бывало просто не найти. Зато красивых видов вокруг – голова закружится. Сиди себе в машине, или расположись на травке, да перекусывай, попивая горячий чай из термоса. Красота!
Аптечка. Как обычно, самое необходимое, однако главное – возить с собой, а не выгружать с чемоданами в дом. Как-то потребовалось мне одно лекарство, которое не нужно было в принципе, но так случилось. Жили мы везде в уединении, и на вопрос у бабусек о ближайшей аптеке, услышала следующее: «Так нет здесь, в Акташ езжайте, это 30 км. Хотя нет…время уже 17 часов, закрыта она.» Такие дела…
  1. Где жить на Алтае и как забронировать жилье? Здесь вариантов много: Airbnb.ru, booking.com и поиск в Гугл картах выдаст вам неожиданные результаты. На Алтае можно найти жилье на любой кошелек и потребности, будь то современные эко отели с бассейнами и спа, панорамными виллами, частными домиками, хостелами, кемпингами, тур базами или комнатами в убитых малоэтажках. Цена за ночь начинается от 500 рублей. Тем не менее, мое желание – избежать комфорта. Нет, не из-за финансовых ограничений, с этим все в порядке. Я преследовала цель жить в уединение, видеть из окна лес, речку, коров, овец и прочих живностей. Я хотела печку с дровами, и даже была согласна на уличные удобства. Получилось ли? Да. Вышло следующее:
Первые три ночи забронировала в чудном простеньком домике со всеми удобствами внутри, в поселке Манжерок за 11.000 тысяч рублей, что в сутки составило 3.666 на двоих и являлось сравнительно недешевым жильем. Почему именно это? Далее в статье вы увидите какой вид открывался из этой избушки, и сразу все поймете.
Следующие две ночи в селе Мульта, в прекрасном кедровом домишке со всеми удобствами и общей кухней в отдельном строении с верандой средь леса и журчащей речки за 900 рублей в сутки. Итого 1800 рублей за 2 ночи на двоих.
Еще три ночи мы провели в домике, что у обрыва реки Катунь, где туалет находился на улице, света в доме хватало лишь для зарядки мелкой техники, где на маленькой газовой плитке, подключенной к небольшому баллону, можно было подогреть воду, где в одной из комнат стояла она – печка, и тепло в доме зависело лишь от нее. Стоимость 7.000 за все ночи.
Последнюю ночь я забронировала в квартире за 2000 рублей в сутки в Горно-Алтайске из-за раннего вылета в Москву.
Таким образом, вы можете заметить, что аренда жилья на Алтае – один из мало затратных пунктов в поездке по сравнению со стоимостью авиабилетов и аренды автомобиля, при условии конечно, если вашей целью не является абсолютный комфорт.
  1. Сколько жить в одном месте? Моя рекомендация: не бронировать жилье на одну ночь, если вы располагаете как минимум 7-ю днями. Вокруг всегда найдется куда пойти и зачем поехать, природа этого края удивительна. Потому мы останавливались в среднем на 2-3 ночи в разных местах, чтобы иметь возможность посмотреть, что находится поблизости. Однако, на просторах инета я встречала немало отзывов людей, путешествующих на автомобиле и останавливающихся на одну ночь в разных поселках на протяжении всей своей поездки. Выбор за вами.
  2. Что посмотреть на Алтае? Здесь не все так просто, поскольку многие места трудно доступны, либо в некоторые можно отправиться в составе группы пешком/автомобиле. Ну если вы, конечно, не одинокий турист с рюкзаком, коих очень интересно посмотреть на Ютюбе. Поражена такими людьми, путешествующими пешком в одиночку по 2-4 недели с рюкзаком  😀 В целом, хорошо готовиться по этому ресурсу. В остальном же, большинство известных достопримечательностей достаточно легко посетить как пешком, так и на автомобиле.
  3. Если у вас имеется дрон – на Алтай только с ним. Если есть возможность приобрести перед поездкой это чудо техники – купите. Картина ваших путешествий станет совсем иной. По опыту скажу следующее: вначале мы приобрели дрон за 3.000 рублей, Роман потренировался и вскоре, это чудо улетело в неизвестном направлении. После того, как Роман узнал о том, что едет на Алтай, мы решили прибрести Квадрокоптер DJI Mavic Mini, который был нам по карману и перед поездкой потребовалось время, чтобы научится более не менее им управлять. К сожалению, на третий день пребывания в чудо стране дрон потерпел крушение и ударился о землю, после чего пользоваться им не представлялось возможным из-за поломки шлейфа камеры. Нет, он взлетал и воспроизводил фото и видео съемку, но стабилизация была полностью нарушена. Однако то, что он успел заснять – на порядок интересней некоторых фото с земли.
  4. Где и как питаться на Алтае? В основном, вдоль трасс и в поселках встречаются некие столовые и кафе, где преимущественно можно попробовать местную кухню и, конечно чисто русскую. Цены изумляют. В среднем, плотный обед на двоих обойдется от 400 до 700 рублей. Утром дома мы завтракали яйцами, бутербродами, а с собой брали то, что осталось в холодильнике, точнее то, что было куплено в этих же кафешках накануне. Или же по пути заезжали туда, где была возможность перекусить, либо взять с собой еду в контейнерах. Таким образом, в сутки на еду у нас уходило порядка 1200 рублей. Повысить стоимость прожиточного минимума могут лишь копченая рыба, мясо марала и пиво Бочкари, являющееся достойным напитком за очень доступные деньги.
  5. Какие блюда попробовать в Республике Алтай?
Кочо – бульон из баранины с перловой крупой и кусочками бараньего мяса.
Шурпа – бульон из говядины с картофелем, морковью и говяжьим мясом.
Курдак – жареная говядина с печеным картофелем, пассированным луком и чесноком.
Оромо – рулет из теста с мясной или овощной начинкой, приготовленный на пару.
Чучук – колбаса из конины. Казы.
Доргом – бараньи потроха, жаренные с луком.
Чок-чок – сладкие шарики из обжаренного молотого ячменя с медом, арахисом и сливками.
Аарчы – кисломолочный продукт из коровьего молока.
И многое другое.
Очень интересен чай в пакетиках – черный со сливками и солью, чрезвычайно вкусный, хорошо приглушающий бурный аппетит. Пьют его с Талканом – жаренными зернами ячменя – чараком, измельченным в массу, напоминающую золотистую мучную пассировку без жира. На дно пиалы насыпают ложку Талкана, заливают алтайским чаем и подают с каймаком, маслом, чегенем.
 
А теперь приступим к отчету по каждому дню.
1 ДЕНЬ. Ночной перелет с авиакомпанией Победа, субъективно для меня, прошел мучительно. Днем в таких перелетах, где спинки кресел не откидываются назад, выдержать можно вполне хорошо. Но эта ночь была беспокойна. У рядом сидящей мамочки двое малышей бесконечно плакали, и она никак не могла их успокоить, очень было жаль ее. Сиденья чрезвычайно узкие с неоткидывающимися спинками также представляли ряд неудобств, приходилось дремать на столике, либо совсем никак.
Рядом сидящая девушка предложила с верхней полки достать ее пончо и подложить мне под голову. Я была очарована таким вниманием, так как забыла дома свою подушку и очень нуждалась хоть в чем-нибудь лежащем под моей головой. А ведь были случаи, когда у соседа наблюдались и лишние кофты, и подушки, и никто не предлагал ими воспользоваться. А здесь такая отзывчивая девушка, с которой мы недолго побеседовали, из разговора с которой я узнала, что они летят компанией из трех девчат, купили авиабилеты и забронировали Патриот, взяли палатки и все необходимое, и собираются на протяжении 3-х недель ночевать там, где будет возможность, но по большей части – в своих палатках. Интересно, как у них все сложилось! Молодцы!
Итак, к 08:30 мы уже позавтракали в кафе аэропорта и стоим на стоянке в ожидании автомобиля. Разница во времени с Москвой в 4 часа и бессонная ночь пока не ощущаются организмом. В 09:00 подъезжает сотрудник прокатной компании Arget. Мы принимаем автомобиль, забыв проверить лысую летнюю резину…

Отдаем деньги, подписываем договор и вскоре уже неспеша двигаемся по Чуйскому тракту. Дорогу нам освещает солнце и радует голубое небо. Погода прекрасна! Какие планы на сегодня?
Айский подвесной мост, Чертов палец и Черемшанский водопад.
 
Айский мост. Оставляем авто на стоянке, подходим к будке, где молодой человек выдает два билетика для прохода по мосту за 50 руб. с человека. Неспешно гуляем, природа замечательная, а на другой стороне замечается какое-то движение.
Чтобы дойти до берега и вернуться обратно на мост – нужно доплатить еще. Решили просто прогуляться. Прогулка в целом заняла минут 20 и оставила милое впечатление.

 
Чертов Палец. Плата за въезд на территорию, где находится эта достопримечательность, составляет 300 руб с авто, и лучше, я вам скажу, ее посещать именно так. Есть вариант от шлагбаума пройти пешком за 0 руб. минут так 50, все время в гору, а последние 15 минут преодолеть еще более внушительный подъём. Мы все же поехали на авто, оставив его позже у скамейки над обрывом,
а второй – самый крутой, отправились покорять пешком. Для неподготовленных прогулка может показаться нелегкой. Но тем не менее, она совсем непродолжительная. Однако, пару раз некоторые смельчаки обгоняли нас на машинах, взбираясь на самый верх, откуда к Чертовому пальцу можно пройти исключительно пешком, либо проехать на внедорожнике.

 

Что сказать? Поразительный вид на горы, реку и скалы. Посидели на камнях и послушали ветер, а на обратном пути – перед спуском, прошли к берёзовой роще. Спустившись еще ниже к скамейке, достали из машины молоко, воду и что-то на перекус и просидели порядка часа, наблюдая за птицами и созерцая чудную природу вокруг.

Следующая остановка – Черемшанский водопад. Ставим машину слева у старого здания почты и идём пешком минут 15-20 немного в горку. Дальний родственник водопада заслуживает внимания, если вам нужно как-то убить время или сил попросту больше ни на что не осталось. Когда подошли к этому маленькому водопадику –  начался сильный дождь и нам пришлось бежать назад к машине, вымокнув за те 15 минут, как говорится, до нитки. Было даже весело! На Алтае море водопадов, вы можете сами решить какой из них смотреть, но мы после мокрой прогулки стали чувствовать подходящую усталость в теле, так как сегодня пролетели на самолете 3150 км, проехали на машине 30 км и прошли пешком уже 26. Поэтому, недолго думая, решили заехать в магазин и отправиться к первому месту нашего пребывания – поселку Манжерок, где нас ждал сарайчик, стоимостью наверно до 1млн., построенный своими силами, но с видом, как позже сказала хозяйка, на 17.000.000 рублей.
Поселок встретил нас ощущением некой тоски, мокрыми разбитыми дорогами средь невзрачных домишек, из дымоходов некоторых из которых валил дымок…
Через 10 минут мы оказались в небольшом ухоженном саду, где почти у обрыва – берега реки Катунь, стоял домик, внутри которого имелись 2 спальни, с/у, кухня, подогреваемые полы и вид из всех трех помещений его выходил через панорамные окна прямо на бурную реку.

ВИД ИЗ ОКНА СПАЛЬНИ
Мы никак не могли успокоиться и все носились то по домику, то перед ним на улице, чтобы запечатлеть поразительный вид окружающей природы. Чуть позже у скамейки я познакомилась с хранительницей дома – Мусей и потом, каждый вечер она приходила к нам в гости, где мы молча ни о чем общались.
Так и прошел в тишине и полумраке наш романтический вечер втроем. 🙂 
2 ДЕНЬ. Планы на этот день были у меня большие, однако проснувшись утром и раздвинув в сторону шторы, я увидела в окне сильный дождь и туман. Посмотрев прогноз погоды, стало очевидно, что скорее проведем этот день дома. В какой-то момент мы даже обрадовались, ведь когда есть такая живая картина из окна – печалиться совсем не о чем! К слову о живой картине из окна, сразу вспомнился наш домик в Шотландии 🙂 
Что же мы делали? Смотрели в окно, а иногда выходя на улицу к скамейке, наблюдали за проносящимися мимо катамаранами-четверками. Мимо окна как-то проходили две коровки,
посещала в этот день нас и Муся. Вместе с Романом в моменты, когда дождь ненадолго заканчивался, изучала возможности дрона, стоя на задних лапках у окна.
В обед ездили в кафе :mrgreen: Синюха, где набирали мантов, харчо и прочих вкусностей на 1.000 рублей, которых нам хватило еще и на последующий день. На другой стороне дороги находился большой рынок, где продавали всякое барахло, а также рыбу и мясо. Так и прошел день – такой спокойный, безмятежный и чрезвычайно душеный.
Проехали в этот день всего 3 км.
 
3 ДЕНЬ. Маршрут сегодня: Зубы Дракона, остров Патмос, козья тропа, ворота Сартакпая, Ороктойский мост. Проедем 200 км на машине и пройдем пешком немного, порядка десяти. Судя, по хронологии Гугл карт (кстати, чрезвычайно удобная штука), выехали мы в 08:30 утра, а прибыли домой около 18 часов.
Зубы Дракона. Через час подъехали к стоянке, где находятся так называемые Зубы Дракона. Доступ в это место лёгкий, мы просто оставили автомобиль на небольшой площадке и отправились пешком по мосту. Но вначале с удовольствием прогулялись в месте, что слева перед мостом, оттуда открывается красивый вид и удобно запускать дрон. Времени потратили 30 минут и получили утренний заряд бодрости и хорошего настроения.
Патмос. Через полчаса прибыли к месту, откуда пешком нужно дойти до острова Патмос и козьей тропы. К нему можно подъехать с двух мест: там, где ставите авто вдоль дорожки в населенном пункте, либо по трассе проехать чуть дальше и уже на территории оставить машину. Ощущение от увиденного двоякое. К храму не пройти, людей после 11 часов прибавляется настолько много, что на мост пропускают по 10 человек, мы как раз застали этот момент, когда уезжали оттуда. Вообще, очереди не будет, если приехать сюда до 10 утра как сделали это мы, однако в одиночестве побыть совсем не удалось. Да, вид открывается красивый, но таких полно на Алтае. Мало того, пока дойдешь до моста по пути встретишь кучу палаток с барахлом. Это место можно посетить для галочки, тем более, что времени оно займет от силы минут 20. Вернувшись обратно от храма, мы прошли сквозь сосновый лес и отправились по козьей тропе. Вот там действительно живописно, не так людно, а если отправиться все дальше и дальше, в итоге выйдете к виду на Ворота Сартакпая. Мы же решили вернуться к машине и подъехать к воротам поближе так, как указывала метка в гугле.
Ворота Сартакпая. Свернув на грунтовку, проехав конный двор и череду тур баз, примерно через 20 минут мы встали в сосновом бору, где с одной стороны обрыва наблюдали Ворота, а с другой – Чемальскую ГЭС, подвесной мост и развлечения для туристов – зиплайн и роуп-джампинг. У обрыва, что слева, расположены беседки, мангалы и скамейки, вид открывается восхитительный. Мы решили спуститься вниз и по камням вскоре вышли к реке. Пробыли там порядка 1,5 часов, так как место интересное, очень тихое и безлюдное, а помимо природы и бурлящей Катуни, можно увидеть небольшие группы визжащих туристов на лодках, которые отчаянно преодолевая волнения реки, пытались ближе подойти к воротам Сартакпая. Удивительное место с позитивной аурой.
Примерно через 2 часа мы уже стояли на Ороктойском мосту. Уникальное место лишь только потому, что под ним находится самое узкое и самое глубокое (около 78 метров) место реки Катунь и помимо прочего, отсюда открывается незабываемый вид на величественную белоснежную вершину! Мы прогулялись совсем немного, а перекусить решили в машине, так как кафе уже не работало, да и людей прибывало все больше и больше. Отъехав от моста решили заснять очередное видео с дрона, которое, к сожалению, оказалось в этой поездке для него последним. Мавик двигался параллельно нашей машине и ничего бы не случилось, если бы заметили, что рельеф потихоньку начинает уходить вверх, образую солидную вершину. В тот момент он и встретился с горой. Мы были расстроены, но ничего не оставалось делать, как поехать обратно домой. В этот день мы проехали всего 200 км, но путь занял порядка 10 часов не только из-за пеших прогулок и гравийных дорог на нашем пути, но и из-за бесконечных остановок по дороге. Алтай так поражал своей природой, что просто проехать мимо таких красот мы никак не могли. Посмотрим фото дня, они кликабельны:
4 ДЕНЬ. Сегодня выезжаем из поселка Манжерок в сторону села Мульта, чтобы взять дневной тур с местным жителем и добраться до Мультинских озер на их машине, так как на нашей это не представлялось возможным. В этот день мы проехали 320 км, но в пути, а именно в автомобиле, находились порядка 8 часов. Дорога была непростая, так как изначально, мы решили добираться до Мульты не по Чуйскому тракту, а уйти с него правее, проезжая Чергу и далее через Усть-Кан до места назначения. Места открывались потрясающие, настолько дикие и безлюдные, что не вспомню даже, видела ли я до Усть-Канского района какое-либо поселение, лишь редкие заброшенные деревни, да одинокие дома, некоторые из которых видно, что были жилыми, везде росла конопля и пахло навозом.
Что посмотрим по пути? Памятник Джонну Леннону, Тавдинские пещеры, Грот Ихтиандра, памятник Николаю Константиновичу Рериху, Алтайский ботанический сад.
Памятник Джону Леннону, арт-объект «Очки Джона Леннона», Тавдинские пещеры, Грот Ихтиандра, памятник Николаю Константиновичу Рериху находятся в одном районе, и чтобы попасть туда, нужно пересечь мост, оплатив 100 рублей за въезд, выезд же обойдется бесплатно.
Памятник. Лучше посетить музей битлов в Ливерпуле, там сказочно. Здесь приятно, но не более, мало того, непонятна логика появления памятника именно в этом месте. Но особенность его состоит в том, что это единственный памятник Леннона в мире, выполненный из мрамора. Провели там порядка 10 минут.
Тавдинские пещеры. Экскурсия стоит 200 руб как с экскурсоводом, так и без. Роман решил отправиться к гроту, а я взяла экскурсию с гидом – это было правильным решением, так как просто куда-то подниматься и смотреть невпечатляющие пещеры не интересно. Пещерам, кстати, предположительно 1 миллион 240 тыс. лет. Хочу предупредить о подъёме к ним, не всем он будет под силу. Первый – приличный подъем по лестнице 60 метров с неудобными высокими ступенями. Далее, в пещере ощущался лёгкий подъём, потом пришлось идти гуськом 10 метров, после – опять лестница с высокими ступенями. И вот я на воздухе, довольная, что все закончилось. Но испытание начинается дальше – на козьей тропе протяженностью 40 метров, держась одной рукой за канат, нужно карабкаться по скале, цепляясь за корни деревьев и высокие камни. Далее выход на скалу, откуда сбрасывали неверных жён. Ну и позже спуск. Подумайте, если вы тучный человек и имеете сердечные заболевания, а также проблемы с ногами – не стоит рисковать. Для меня такое часовое путешествие оказалось сродни некому аттракциону, где пришлось немного попыхтеть.
Выйдя из пещер, я направилась к гроту и памятнику, у которых меня давно уже ожидал мой супруг с термосом черного чая. Мы выпили чайку, побродили по лесу и обрыву, постояли в беседках, изучили памятник и через полчаса, находясь уже в машине, летели дальше к Ботаническому саду.
Яндекс привел нас просто к точке на трассе. Тогда мы проехали чуть дальше, свернув вниз налево по указателю, и вскоре находились на месте, заплатив за вход 160 рублей. В саду провели час, да можно там находиться и больше! Это удивительно зеленый мир душистых трав, декоративных цветов, редких растений, где за деревьями прячется чудная беседка с прудиком, в которой я провела минут 15, разговаривая с местными кошатами.

Время уже второй час, пора перекусить и двигаться дальше. Где отведать конинки, да мантов? Вот здесь, на улице Октябрьской 133 а в Чайхане. Интерьер – национально-домашне-столовский, короче без претензий. Еда – вкусная и недорогая. Отобедали мы славно, на целых 600 рублей и с деликатесом Казы.
Так все понравилось, что попросили с собой пару контейнеров еды. Выйдя бегемотами и сев в авто, стали настраиваться на трясучку, так как вы помните, было решено свернуть с тракта ради диких мест и красивейших пейзажей. Через 6 километров после Черги (8-10 минут) мы свернули влево, где гравийка чередовалась с асфальтом, последнего наблюдалось намного меньше, пока он вскоре совсем не исчез. Дорога была долгой и непростой, так как большую часть пути приходилось ехать по щебенке, но то, что мы видели из окна – потрясало воображение. Заброшенные деревни, либо одинокие домишки – такие покосившиеся и невзрачные, во дворе которых обильна росла конопля, а вокруг – только глухая и молчаливая природа. Долины… Это еще одно потрясение.
Работая в бетонных джунглях, глаз настолько отвыкает от столь разнообразных просторов и постоянно меняющихся пейзажей, что нога невольно жмет на тормоз, а ты, будто под гипнозом, выходишь и куда-то идешь, идешь и идешь, при этом будто стараясь вдохнуть в себя весь этот ароматный кислород так, будто хочешь, чтобы его хватило до дома в Москве. Знакомое чувство?
Много прошло времени, позади уже Усть-Канский район, и мы продолжаем двигаться по Р373. Стало темнеть…
На пути показался указатель на Мульту, съезжаем с основной дороги и погружаемся в черную глубь. Вдруг, в глухой угольной ночи вырисовывается он – огромный, но будто невесомый, железный и тяжелый мост. Начинаем пересекать Катунь. Железные перекрытия запевают свою устрашающую песню, ничего не видно, лишь свет от фар освещает несколько метров туманной дороги…Теперь лес, с лежащими под кустами коровами. Вот это дела. Ладно, двигаемся дальше. Приехали – Мульта! Поселок не спит, где-то виднеется свет из окон и ощущается дымок от печки.
Нас встречает хозяин, садится к нам в машину, и мы едем к новому месту нашего пребывания – Усадьбе Кедровка Мульта. Здесь в лесу, близ журчащей речки, мы проведем 2 ночи в небольшом домике с удобствами внутри, стоимостью 900 рублей в сутки на двоих.

Посмотрим пейзажи той дороги: 🙂 

5 ДЕНЬ. Накануне, мы договорились с хозяином о поездке на его машине к Мультинским озерам, а если быть точнее – к одному из озер. К сожалению, проснувшись с утра, мы обнаружили сильный дождь, по прогнозу, который, не обязан был заканчиваться к вечеру. Поездку пришлось отменить. Тогда мы отправились к кухне, что находилась на территории этого небольшого, но очень уютного комплекса и начали неспешно завтракать.

Вдруг на стене я увидела путеводитель, меня заинтересовала поездка к кратеру бывшего вулкана – Башталинскому озеру. Это достаточно неизбитое направление и есть возможность проехать к нему на своей машине. Ни один навигатор не смог проложить маршрут до озера, поэтому, даю координаты 50.342235, 85.644506. Нужно насквозь проехать село Баштала в Усть –Коксинском районе и далее двигаться в гору.
В час дня дождь неожиданно закончился, и мы решили попробовать съездить к этому месту. Дорога до поселка заняла 35 минут, далее, когда деревня была оставлена позади, начался небольшой подъем в лесу, где дорогу так размыло, что море ручейков сбегало вниз к нашей машине. Мы остановились и умылись в речке, погуляли полчаса, изучив дорогу и решили, что рисковать не стоит.
И знаете, так захотелось шашлычка! :mrgreen:
Заехали в Мария-Ра, накупили продуктов и отправились к так называемой на указателе – Набережной Усть Коксы, оставили машину, и долго гуляли по каменному берегу до леса, где виднелись необыкновенные красавицы лиственницы. Так и прошел час. Вскоре мы вернулись к домику, где нас встретило голубое небо и яркое солнце! 
Ну и дела, а не пойти ли за грибами? Взяли 2 пакета и отправились в чащу вдоль реки. Через 40 минут, насобирав 2 пакета белых и подберезовиков, радостные и очень голодные помчались к дому. Я отправилась на кухню жарить грибы, а Роман тем временем, готовил костер и насаживал мясо на шампур. Через час мы сидели у костра, лопая аппетитные шашлык и грибы, а на улице уже начинало темнеть и холодеть, и только небольшой огонек от костра согревал нас в этот замечательный вечер. Правда озера-то так и не удалось посетить. Может в следующий раз? Алтай завораживает, мы здесь только 5-й день, и еще много чего не видели, но уже хотим вернуться обратно, нечасто так бывает…
Фото дня:
6 ДЕНЬ. Сегодня покидаем Мульту и отправляемся к Ине, что в Онгудайском районе, где нас ждет небольшой домик над обрывом реки Катунь. В нем мы проведем три ночи, а днем планируем исследовать степи, Чаган-Узун, перевал Кату-Ярык и все то, что будет нам открываться по дороге к перевалу. Проехать мы должны были порядка 320 км, но в итоге, по глупости своей, вышло на 80 км больше. Вы скажите, какая ерунда – всего на 8 десятков? Однако, прошу заметить, ввиду того, что отправились мы не в ту сторону по гравийной дороге с ямами и колеями, по которой безопасно перемещаться со скоростью не более 40-50 км, эти 8 десятков сильно растянулись еще и по тому, что пришлось разворачиваться и ехать же по ней обратно. Но обо всем по порядку далее.
Утром, вкусно перекусив, собрали чемоданы и отправились из Мульты в сторону Ини. Навигатор настаивал сворачивать в сторону Усть Коксы, а не Тюнгура, указывая, что так будет быстрее. В голове кружил диалог с хозяйкой о том, что после Тюнгура дороги нет и нужно ехать в другом направлении, но я не придала этому значения. В итоге, через сколько-то километров, проехав населенный пункт, мы начали двигаться по неудобной дороге с колеями, выбоинами и местами, выложенными щебнем. Вдали показалась машина ДПС. Подъехав, мы спросили, сколько еще будет продолжаться такая дорога. На что и получили ответ: «Дороги дальше нет.» Тогда развернулись, и поехали обратно, как вдруг неожиданно, нас обогнала машина, которую мы успели остановить. Из разговора выяснилось, что ребята все же решили поехать к Ине этой дорогой, так как машина у них была подходящая, но оказалось, дальше этот путь возможно преодолеть только пешком. Мы опять вздохнули, проложили путь до Ябоганское, чтобы навигатор не тащил нас обратно через Тюнгур, и с бесконечными вздохами двинулись обратно. Теперь наш путь увеличился на 4 часа, где общее время в пути остановилось на отметке 8 часов, и на место навигатор обещал прибыть только в 23:00…
Что оставалось делать? Ехать и ныть? Конечно нет. Еще 4 дня – и мы уже будем дома, так лучше созерцать природу и наслаждаться дивным воздухом! Поэтому – вперед, погнали!!!
Проехав мимо Мульту – нам полегчало, время в пути начало стремительно сокращаться и вместо 23:00, на Заимке Катунские Террасы мы оказались около 20:00. 
—————————
…Осталось всего 3 минуты до финиша, но мы продолжаем ехать по трассе, где не видно ни населенного пункта и совсем ничего, где нас окружают лишь горы и невиданный простор. И вот навигатор предлагает свернуть с дороги и уйти в поле, где извилистая дорожка сквозь высокую траву ведет в неизвестность. Ничего не видно… Мы открыли окна, включили дальний свет и продолжаем движение, но уже с небольшим спуском.
И вдруг!
Домик стоит один-одинешенек, почти на обрыве, где внизу говорливо звучит Катунь. А в окошке том свет горит и дымок так тепло развивает ветер, что смотришь на все это и думаешь: «Вот оно счастье.»
Вышли из машины и ветер закрутил меня в свои объятья – холодно и неуютно так стало. Я открыла деревянную дверь и шагнула в дом, как моментально почувствовала обволакивающее тепло, запахи дымка от печки и дерева. Пора заселяться. Василий еще раз напомнил, что удобства находятся на улице, домик питается от небольшой солнечной батареи, от мощности которой возможно зарядить лишь мелкую технику и о том, что здесь не просто нет интернета – здесь не работает мобильная связь. «Прекрасно, – ответила я, -будем читать книги!» И в последующем, так все и произошло. Фото дня: дорога и наш домик, фото кликабельны:
 
7 ДЕНЬ. Утро началось с того, что Роман никак не хотел ехать на Кату Ярык. Нет, не в связи с тем, что боялся серпантина, ведь опыт к тому моменту он уже имел приличный. Просто не лежала душа и все. Мы решили так. Поедем в сторону перевала, по пути останавливаясь по моим точкам, а дальше будет видно. Выехав в 7 утра, в 20:00 мы уже вернулись домой.
Что смотрим? Слияние рек Чуи и Катуни, Петроглифы урочища проскакиваем мимо (лично меня не трогают), подвесной мост по 50.372325, 87.028529, Памятник Кольке Снегиреву, Мажойский Каскад (в Чибите), озеро Чейбеккёль. И еще неизвестное озеро с потрясающим видом, не проедете мимо – 50.461083, 87.611472. Озеро Киделю, Улаганский перевал и перевал Кату Ярык.
Слияние рек. Говорят, летом здесь выстраивается очередь. Мы оставили машину у дороги, поднялись вверх – очереди не наблюдалось, лишь ты, да я. Вид необычный, побывать стоит, тем более, когда находишься в уединении как мы с Романом – в сентябре, в 07:30 утра и на авто без групп. 15 минут времени хватило на все.

Подвесной мост по координатам 50.372325, 87.028529. Мост как мост, и не царь совсем, бывает и поинтересней. Поехали дальше.
Памятник. Стоит задержаться, чтобы еще раз прочесть стихи. Переписывать не буду, они в изобилие имеются в нете, и еще по причине того, что именно там слова доходят до тебя намного глубже. Обратите внимание на вид, что справа от памятника – он заслуживает вашего внимания также. 15 минут на все. Зайдите сюда, здесь находится очень интересная история этого места

Мажойский Каскад пощекочет вам нервы, а точнее дорога к нему. Заехать нужно через поселок Чибит, посмотреть перед собой чуть выше и обнаружить сомнительную дорожку в гору – вам туда. Подъём вдоль обрыва над поселком достаточно широкий, позже едите по полю и останавливайтесь. Зачем? Здесь можно перекусить и погулять, а если обернуться назад – увидеть снежную вершину.

Далее проезжаете все поле и удивляетесь еще одной сомнительной авто тропе, идущей вниз по склону. Спускаетесь по сильно каменистому и узкому серпантину вниз, где доезжаете до поворота направо и продолжаете спуск. Перед злосчастным поворотом рассчитайте угол, примите максимально влево, а иначе как мы, у края обрыва будете сдавать назад и потом вперёд, чтоб вписаться в поворот и позже отправиться дальше вниз. Поворот заставил мое сердце упасть в пятки. Тоже самое пришлось выдержать и при подъеме.
Теперь оставьте машину в покое. Добравшись пешком до точки, где открывается вид на каскад, присядьте и переведите дух, слушая реку и с замиранием сердца вглядывайтесь в черные скалистые берега, где течение как покажется, ничто и никогда не сможет остановить… В этом месте стоит задержаться подольше.

Покидаем Каскад и вскоре уходим с Чуйского тракта.
После Чибита, выйдя на трассу, через несколько километров сворачиваем влево и через Акташ начинаем двигаться в сторону невероятных пейзажей. Через час, окружающая природа опять вводит тебя в состояние некого гипноза, когда ты начинаешь все чаще притормаживать и никак не можешь остановить свой взгляд и прекратить ахать во весь голос.
К своему стыду, хочу поделиться с тобой, мой дорогой читатель, тем, что, исколесив на автомобиле всю Европу, увидев Альпы, луга, озера, исследовав просторы Шотландии и Ирландии, я была уверена, что лучшего сыскать и не смогу. Сейчас я нахожу для себя пользу от пандемии в том, что стала больше путешествовать по России, а главное – интересоваться ей и читать про нее. Безусловно на автомобиле мы достаточно много изучили городов, накатав десятки тысяч километров, тем не менее, чтобы сесть на самолет и отправиться по России дальше – впервые. Поэтому, прошу поверить мне, что Алтай – это отдельная планета со своим особенным «лицом», запахом и невидимым взору духом, и такой вывод можно сделать уже на 3-4 день пребывания в этой «стране».
Едем дальше. Озеро Чейбеккёль. Удивительный цвет воды. Понимаю, что смотреть его нужно с разных точек, но не в этот раз, поэтому прогулявшись минут 15, отправляемся далее.

Неизвестное мне озеро по координатам – 50.461083, 87.611472 будет справа от вас. Оставьте машину и поднимитесь на возвышенность – поразительно, сногсшибательно, невообразимо!!! Здесь начинает ощущаться Сибирь, здесь пронизывающий ветер кружит в воздухе остатки летней поры – пожелтевшую листву, а там вдали – озеро, в отражении которого играют снежные вершины с золотисто – зелеными деревьями. Правее 2 строения, а внутри двора, по алтайскому обычаю – аилы. Удивительно. Не хочется уезжать, но пора двигаться дальше, на часах уже три часа дня.

И вот оно, загляденье. Озеро Киделю в осеннюю пору поражает красками. Нужно здесь непременно перекусить. Мы сели на скамеечку у стола, как почти сразу к нам прибежали два очень голодных Бобика. Мы с удовольствием поделились с ними всем, что у нас было, а на закусь, они отведали моих сыров: Камамбера и козьего выдержанного. Кто бы думал. На этом озере хотелось остаться еще дольше, но мы с утра достаточно много уделили времени достопримечательностям, описанным выше, поэтому дорога звала дальше! Пока Киделю!
Простите, что-то я забыла побриться )))

 

Бобики, вначале хлеб, потом Камамбер

Что нас ждет вереди? Кату Ярык, Каменные грибы, водопад Чул-Оозы и многое другое.
Скажу я вам – слишком большой план для столь короткого времени, мало того, что скоро начнет темнеть и возвращаться обратно нужно как минимум 3 часа. В пути некоторое время меня настораживал звук, которого ранее я не слышала. Спросила у Ромы, сказал, машину не ведет, и он ничего не замечает. Через некоторое время я предложила остановиться, и когда вышла – обнаружила спущенной правую заднюю шину. Начали искать рем комплект. Нашлось все, кроме ключа. Стало как-то невесело и сразу вспомнилось, что сумку ремкомплекта-то мы принимали, а что внутри – не посмотрели. Сердце заколотилось не на шутку, поскольку мобильная сеть не ловила, вокруг, кроме леса, не было ничего и машины проезжали мимо нас раз в полчаса. Через некоторое время ключ нашелся в боковом кармане, что у задней фары и новая шина стояла на месте. Однако далось это занятие довольно интересно, поскольку Роман никогда не менял колеса из-за короткого опыта вождения, а я, со стажем в 22 года, лично этим никогда не занималась, а лишь всегда стояла рядом и наблюдала за процессом. В итоге все получилось хорошо, за исключением одного момента – домкрат был поднят максимально, но его высоты не хватало для того, чтобы накачанную шину поставить на место, поэтому пришлось ее снимать обратно, сдувать, ставить и потом накачивать заново.
Пока Роман занимался заменой и уборкой после, время мы все же потеряли, и по навигатору, должны были посетить долину Чулышмана только в 18 часов. Как вы предполагаете, к сожалению, пришлось развернуться обратно и двигаться в сторону дома, по пути заехав в шиномонтаж. Колесо оставили мастеру и в 20 часов сидели уже в своем домишке.
Печка раздала тепло по всей избушке, дровишки в ней весело перешептывались, фонарик, что питался от солнечной батареи, ярко освещал небольшую комнату. Я подошла к полке с небольшой библиотекой, взяла книгу об истории Сибири, мы сели на диван, и я начала читать – долго, медленно и даже проникновенно. Следующий и последующие вечера проходили в этом домике именно так. В душе моей они легли очень глубоко и надолго…
 
8 ДЕНЬ. Сегодня план: отправляемся смотреть великолепную Курайскую степь и необычные ландшафты Кызыл-Чин – Марсианские пейзажи, покатаемся вокруг, пересечем пару речек и, конечно, взберемся на самый верх алтайского Марса.
Выехали из дома в 8 утра, прибыли в 21:00, проехали 360 км.
«Да что же вам», – спросят некоторые из читателей, – «не спится в отпуске?»
Все просто. За день ты так намотался, находился и впечатлялся увиденным, что к вечеру тебе не до телефона и не до чего. А тем более, здесь мобильная сеть и не ловила. А как мы знаем, чтобы крепко спать – нужно за 2-3 часа не глазеть в ящик и телефон, днем соблюдать физическую нагрузку и прочие штуки. Про воздух я вообще рассказывать не буду, могу только предположить какой он здесь летом, когда цветут растения! Таким образом, мы и ложились примерно в 22 часа, крепко спали, и просыпались уже в 5-6 утра. 
Теперь к делу. Выехав в сторону степей, как обычно, заехали в Чуй-Озы, где можно неплохо перекусить и взять с собой в дорогу контейнер. Далее забрали колесо в Акташе и двинулись дальше – как же не терпелось увидеть степь!!!
Проехав Курай, стало заметно, как меняется окружающий рельеф – горы понемногу отдалялись, уступая место бесконечным равнинам, где лишь снежные вершины контрастировали на фоне желтых и зеленых пейзажей степи.
Остановите машину, бросьте все, и даже телефон, выйдете и идите, слушая, как ветер завывает свою протяжную песню. Вдохните сладкие ароматы, те, которые не ощущали раньше нигде, просто постойте, вглядываясь в далекие и такие недоступные вершины хребта. Правда здорово? А теперь можно взять камеру и для воспоминаний сделать несколько фото. Лучше гор могут быть только горы… Теперь у меня появились сомнения, ведь до посещения степи, я не верила, что равнина, у которой нет роскошных каньонов, голубых озер, может так поразить человека. Я сражена и опять, мой друг, превратилась в доброе и нежное облако.

Вскоре, справа от трассы показался мостик. Поверните к нему и пересеките поселок, пока не увидите указатель на Марс. Минут через 15 вы подъедете к первой узкой речке – как покажется каменистой и непроходимой, где с большим удовольствием вас уже ждут буханки и патриоты, чтобы предложить добраться до марса исключительно с ними. Думаю, копейке бмв и подобным машинам с клиренсом до 13-14 см, проехать будет проблематично. У остальных седанов и внедорожников, по крайней мере в тот период, когда посещали это место мы – в сентябре, вопросов возникнуть никак не должно. Я потихонечку, местами наискосок, преодолела ручеек и следующие 10-15 минут мы неслись по долине, наблюдая необычные пейзажи.
На пути опять показалась речка с каменистым дном. Пересечь ее лучше в месте чуть левее, где глубина ее наилучшим образом виднеется сверху. Опять мчимся дальше, вздымая клубы пыли и песка позади себя. В какой-то момент видим табличку, оповещающую о факте въезда на частную территорию. Однако! Подъезжаем к стоящим на дороге мужчинам, оплачиваем с каждого носа по 100 рублей и чуть дальше оставляем авто на стоянке.
Роман решает закурить сигару и взметнуть в небо трясущийся от поломки стабилизатора дрон. Я же пересекаю чудную бурлящую речушку и потихоньку ползу вверх к Марсу 1. Подъем несложный и недолгий, неспеша за 15 минут можно достичь вершины, останавливаясь по пути, разглядывая красно – желтые пески. Взобравшись, взору открываются красно-желтые холмы, зеленые кустарники, золотистая степь с заснеженными горными хребтами. Удивительно!

Минут через 40 я вернулась обратно, где внизу можно посетить кафе и туалеты. На второй Марс желания ехать не возникло, поэтому, с удовольствием покинув Марс 1, рванули кататься по примыкающей к горам территории, пока не добрались до речки где осознали, что подъехали к ней не в том месте, а где нужно – совсем было неизвестно. 🙄 Отравились дальше, но уезжали совсем в другую сторону, вернулись, вышли, посмотрели дно и поняли, что есть возможность пересечь ее в определенном месте. Все прошло хорошо, и уже через полчаса мы ехали по Чуйскому тракту к себе в избушку. День удался, природа поразила наше воображение. А сейчас нас ждут печка, фонарик да книжка.
 
9 ДЕНЬ. Сегодня покидаем наш романтический домик и отправляемся в сторону Горно- Алтайска, проедем 240 километров, позавтракаем в кафе-гостинице Шелковый путь, погуляем вокруг Теньгинского озера, пообедаем опять в Чайхане, что на Октябрьской улице, и в 18 часов прибудем в пункт назначения.
Выехали сегодня позже, так как утром к нам в гости на водопой прибежало стадо козликов. Когда они напились вдоволь и оставили территорию, мы немного погуляли по берегу Катуни – так не хотелось с ней расставаться. Суммарно, мы прожили у реки 6 ночей, и этого так мало, чтобы насладиться ею сполна.
 «И вот, среди этого могучего заколдованного царства, среди величественной природы, среди громад голубых гор, среди дремучих темных лесов, по нежным, благоухающим цветами долинам, по золотому дну Алтая, течет изумрудная река –красавица Катунь. Глубоко врезалась она в самое сердце Алтая и между ущелий извилась голубою лентой. Бурная, неугомонная, крепко прижалась она к груди великана и стремительно, с шумом течет впереди…» Григорий Чорос-Гуркин.
Но что делать? Поехали Роман дальше! Часов в 11, на трассе стала вырисовываться некая гостиница с кафе. Отзывы в Яндексе отмечались хорошие и мы, недолго думая, с удовольствием позавтракали. Бранч по-алтайски обошелся в 500 рублей и состоял из салатов оливье, мантов, харчо, булок и местного чая. Дальше наш ждало озеро.
Теньгинское озеро древнее и сейчас находится в стадии угасания. На берегу расположена база с баней, в которой туристы остаются на ночь, а днем на берегу ловят рыбу. По рассказу местного жителя – здесь можно половить карасей, окуней, пелядь и хариуса. Мы просто погуляли вокруг озера полчаса и отправились дальше в путь.
Примерно около 16 часов мы прибыли к знакомой Чайхане, перекусили, взяли с собой Казы и отправились дальше. Если говорить про качество еды в этом заведении, могу отметить, что все здесь вкусно, за исключением плова. Приготовлен он как-то не «по-пловски» – с белым рисом без зиры и прочих пряностей. Чуть позже еще заезжали к рынку, что на возвышенности у трассы. Там, любители чаев, косметики, меда и барахла могут прикупить себе что-нибудь по душе. Мы набрали подарков и поехали в город.
Вот и настал вечер, а мы уже сидим в замечательной квартирке Горно-Алтайска и собираем мысли в кучу, после недолгой поездки по республике Алтай. Завтра в 8 утра нам вылетать в Москву.
10 ДЕНЬ. Проснувшись рано, я вспомнила, что не регистрировалась на рейс. Зайдя на почту и перейдя по ссылке, обнаружила, что рейс перенесен на 2 часа позже и электронная регистрация из этого города не требуется. А нам еще требовалась сдать машину чистой. Такие здесь правила, заграницей с ними не встречались. Тем не менее, предоставлялась возможность доплатить 1000 рублей и не мотаться в поисках мойки, что мы благополучно и осуществили.
У нас оставался час до регистрации, и мы прокатились немного по городу, а затем, выйдя на трассу, отправились в аэропорт, где нас ждал сотрудник прокатной компании.

——————————————————————————————-

На этом все. Пришло время пройтись по деталям и подсчитать во сколько обошлась поездка на двоих. Итак, двое взрослых, сентябрь со 2 по 12 числа, 9 полных дней.
Авиабилеты Москва-Горно-Алтайск-Москва 34.000 с багажом и ручной кладью
Аренда авто Ниссан Террано 36.000
Жилье на 9 ночей: 11.000+1800+7000+2000=21800 рублей за все дни. Таким образом, аренда жилья в сутки составила примерно 2.422 рубля, где на человека вышло около 1200 рублей в сутки. Бензин: проехали 1950 километров, заправлялись топливом по 42.50 за литр, всего залили 207 литров на сумму 8.800. Итог: 100600 рублей. Плюсуем сюда встречу и проводы прокатной конторы в аэропорту за 1500 рублей, различные въезды, входы, питание и подарки, получилось 30.000 рублей.  Всего потрачено на поездку – 130600 рублей. Много это или мало – дело лично каждого. По опыту конкретного путешествия могу резюмировать, что мы ни в чем не нуждались и ни в чем себя не ограничивали.
На этом все, до новых встреч! А я продолжаю дописывать статью о втором авто путешествии по Великобритании.
Алтай, тем временем, менял свое одеяние с зеленого на красно-желтое, где тополя, лиственницы и березки, мелькавшие из нашего окна, потихоньку окрашивали этот край в золото, а барбарис и таволга – в насыщенные бардовые тона.
До свидания планета Алтай, надеюсь, до новых встреч с тобой!!!
«Людям ли, живущим в далеких, пыльных, душных городах: рабам ли будничного шума, мелких забот, погрязших в сутолоке повседневной жизни, или кому-то еще: «Оставьте все, и хоть на крыльях вашей мысли перенеситесь в эту долину. Взгляните на девственную чистоту Алтая… этот символ вечной жизни и почувствуйте, что Дух Вселенной бодрствует в ней от создания мира…»
Григорий Чорос-Гуркин.

Прошу заметить, что все снимки, использованные на данном сайте, являются собственностью их создателя. Развернутые фото отчеты по поездкам всегда можно посмотреть здесь.
 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *